Прививка от пошлости

Если бы кто-нибудь сказал мне лет 20 назад, что меня, выпускницу Московской консерватории, обладательницу «красного» диплома, всерьёз заинтересует маленькая пластиковая трубочка с шестью отверстиями, я бы откровенно обсмеяла бы такого пророка и доказала бы ему, как дважды два, что это совершенно невозможно. Но не зря говорят: «Никогда не говори – никогда!»

Многолетняя работа в системе образования заставила меня реально посмотреть на преподавание музыки в общеобразовательной школе. С чем мы сталкиваемся чаще всего на уроке? С тем, что дети слушают звукозапись, учителя и отвечают на его вопросы. А сами? Изредка играют на простейших инструментах и иногда поют в хоре. Но серьёзная вокальная работа в группе не всегда увлекает детей, которые хотят быстрого успеха и не в группе, а индивидуально. Нужно было найти что-то ещё, но что же? Этим «что-то» и оказалась свирель Эдельвены Смеловой.

Первоначально, только пробуя себя в игре на свирели, дети изумляются самому факту музицирования: я, такой маленький, а уже сам играю! И мою музыку узнают, ей аплодируют, за неё благодарят и даже награждают! Постепенно всё внимание ребёнка сосредоточивается на самОй музыке, которую он играет. Разучиваемые произведения мы обязательно анализируем, поём, пробуем исполнять по-разному, учитывая фразировку, штрихи, динамику и темпы, прибавляем другие инструменты или вокал. Очень радует детей появление в нашем репертуаре хорошей поп-музыки (её интонации, даже при отсутствии музыкального опыта, дети распознают очень быстро). Нами также сыграно большое количество произведений народной музыки разных стран мира. Но главным достижением нашего ансамбля я считаю естественно возникшую тягу к исполнению классики, которая стала для нас мостиком в удивительно прекрасный мир, прививкой от распущенности, пошлости, царящей в звуковой среде современности.

Очень нравится детям, когда мы раскладываем новое произведение на несколько голосов – создаём маленький «оркестр». В многоголосном произведении дети выучивают все голоса пьесы по очереди, чтобы при необходимости поддержать другие партии в случае отсутствия того или другого исполнителя. Мы приучаемся на первое место ставить красоту и гармоничность музыки, которую играет весь коллектив, а не личное желание отдельных его участников.

Работая 10 лет с удивительным маленьким чудом – свирелью Смеловой, я заметила ещё одно её полезное воздействие на детей: во время игры вырабатывается долгое и плавное дыхание, помогающее в правильном вокальном звукоизвлечении. Также при постоянной тренировке языковых мышц становится более чёткой дикция, необходимая не только при пении. Мелкая моторика рук позволяет активизировать мозговую деятельность и память, работа над музыкальным ритмом организует жизнедеятельность ребёнка. Музыкальные произведения, сыгранные детьми, расширяют их кругозор, учат внимательно воспринимать музыкальную информацию, настраивают детские души на позитив, укрепляют в них нравственное начало. Но главное, пожалуй, в другом: маленький человек ощущает себя творцом прекрасного, гармонизуя и преображая мир, радуя себя и окружающих.

Марина Юрьевна Лукашевич,
преподаватель музыки ГБОУ Школа №687,
один из главных организаторов фестиваля «Свирель поёт»