ПАГАНИНИ ГОБОЯ

  

В гостях у «Мифасолькиных» – Алексей БАЛАШОВ, замечательный музыкант, лауреат международных конкурсов. Его
называют «виртуозом гобоя», «Паганини гобоя» за высочайший уровень исполнительского мастерства, проникновенную и
деликатную манеру игры, красивый звук, совершенное владение техническими сложностями инструмента…
 

– Как Вы начали заниматься музыкой? Почему выбрали гобой – один из самых непростых духовых инструментов?

– Музыкой я начал заниматься с 10 лет. От моей бабушки нам в наследство досталось фортепиано. На нём стала заниматься моя младшая сестра. Я же в то время занимался спортивной гимнастикой и шахматами. Но музыкой заинтересовался, и меня записали в музыкальную школу. Сначала педагоги по фортепиано не хотели меня брать, ведь мне было уже 10 лет, но когда они увидели мои пальцы с толстыми подушечками, которые стали такими благодаря постоянным физическим упражнениям на гимнастике, то не устояли (смеётся), и я стал учиться ещё и музыке. Мне повезло с первым педагогом по фортепиано, но после года обучения она переехала в Америку. Я перешёл в другую школу, которая также находилась недалеко от дома. Так как эта школа оказалась духовой, надо было обязательно выбрать духовой инструмент. Мне было тогда уже 13 лет. Незадолго до этого мой отец, международный гроссмейстер Юрий Балашов, познакомился в Париже с гобоистом Сергеем Бурдуковым, который работал в то время в Большом театре и приехал во Францию, чтобы купить новый гобой. И когда зашла речь о выборе духового инструмента, то и решили меня отдать именно на гобой… Инструмент действительно очень не простой. Гобой и валторна входят в книгу рекордов Гиннеса как самые сложные музыкальные инструменты!

– Какие предметы были любимыми в музыкальной школе, а какие – нет? Почему?

– В музыкальной школе я, конечно же, больше всего любил специальность. Занимался на гобое, в среднем, по 5 часов в день и через 3 года поступил в музыкальное училище при Московской государственной консерватории. В музыкальной школе я не посещал хор. Мой педагог Аркадий Николаевич Тупиков был против того, чтобы я ходил и на духовой оркестр школы: он считал, что для меня это будет просто трата времени. Поэтому у меня была только специальность, общее фортепиано, сольфеджио и музыкальная литература. Все эти предметы были мне очень интересны.

– Волновались ли Вы в детстве перед выступлениями? Как преодолевали это состояние?

– Мне всегда было намного легче играть на концертах, чем на зачётах или экзаменах. Сейчас, конечно, при 60 сольных концертах в год волнения во время выступления уже практически никогда не бывает. Но в музыкальной школе, а затем в училище и консерватории на экзаменах старался внутренне настроиться, чтобы хорошо выступить.

– Не хотелось ли Вам иногда забросить инструмент и, например, погонять с ребятами мяч во дворе?

– После месяца обучения на гобое педагог как-то спросил, сколько времени я занимаюсь. Я ответил, что играю около часа в день. Ответ Аркадия Николаевича был довольно жёстким: «Или ты будешь заниматься по три часа в день, или я от тебя откажусь. Ты взрослый, и тебе надо много заниматься!» Пришлось вкалывать, но, с другой стороны, мне это доставляло удовольствие. Я сделал выбор в пользу гобоя и оставил шахматы, хотя в то время уже имел звание «Кандидат в мастера».

– Как лучше спланировать время, чтобы успевать учиться и в общеобразовательной школе, и в музыкальной? Или это невозможно?

– Думаю, что возможно. Главное – составить себе расписание на каждый день, определиться с целями и постараться поменьше «сидеть» в смартфонах. На соцсети дети, как и взрослые, сейчас тратят очень много времени. Порой удивляешься, сколько гениального люди создавали в прошлые века, когда не было средств массовой информации и интернета! Сейчас в музыке просто невозможно представить, что родится второй Бах, Моцарт или Чайковский. Конечно, во всём мире рождаются талантливые дети, но они духовно, культурно и внутренне уже не развиваются так, как человек прошлого, увы. К сожалению, во всём мире идёт процесс обескультуривания: люди перестают читать и интересоваться искусством. На мой взгляд, самая важная задача учащихся музыкальных школ, колледжей, ВУЗов – не только прилежно учиться, но ещё и много читать, посещаться концерты, выставки, театры, музеи… Если этого не делать, то из человека никогда не получится глубокого и разностороннего музыканта.

– Какие книги произвели в детстве сильное впечатление?

– В детстве и юности я перечитал, пожалуй, всю основную русскую классику. И сейчас иногда возвращаюсь к тем книгам, которые прочитал уже лет 20 назад и стараюсь лучше понять и осознать их смысл. Для меня любимыми авторами являются Лермонтов, Достоевский, Тургенев, Лесков, Цвейг, Мориак, Томас Манн, Ремарк, Фицджеральд. Этих авторов можно читать и в детстве, и в юности, и в зрелости.

– Расскажите о Ваших студенческих годах. Что запомнилось особенно ярко?

– Мне очень нравилась студенческая пора. Когда стал учиться в музыкальном училище при консерватории, то старался приезжать в учебное заведение к семи утра, чтобы самые продуктивные часы посвятить занятиям. По вечерам часто ходил на концерты в консерваторию: в то время по студенческим билетам можно было попасть абсолютно на любой концерт! Конечно, старался развиваться интеллектуально, посещал интересные выставки в музеях, много читал классической литературы, книг по искусству.

– Какие произведения, жанры любите исполнять больше всего? Есть ли у Вас любимый композитор?

– Мой любимый композитор – это И.С. Бах, а любимое произведение – концерт А. Марчелло. Вообще, по части академической музыки я абсолютно «всеяден» (смеётся). Люблю и Барокко, и Венскую классику, романтику, музыку XX века, также мне нравится музыка некоторых современных композиторов. По сути, я занимаюсь пропагандой гобоя, гастролируя по всей нашей стране. На сегодняшний день я выступил в 67 российских городах, во многих из них гобой прозвучал впервые! Довольно часто я включаю в программу произведения современных композиторов, которые были посвящены мне.

– В каких городах, странах довелось побывать? Где Вас принимали лучше всего и почему?

– С концертами я объехал, можно сказать, всю страну: от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Кавказа. Во многих городах публика принимала очень тепло; эмоциональнее люди на всё реагировали, конечно, в более южных регионах. Но при этом мне очень нравится давать концерты в наших двух столицах, где люди получают больше культурных впечатлений и понимают толк в музыке. Когда я работал в составе симфонического оркестра Московской филармонии п/у Ю. Симонова, смог объездить пол-Европы; также были гастроли в странах Азии: Китае, Японии, Южной Корее. Уже потом, когда я начал выступать сольно, побывал в Италии, Германии, Швеции, Швейцарии, Польше. Везде было очень интересно, но публика, безусловно, повсюду разная, ведь у каждой страны – свой менталитет и своя культура. Мне по духу ближе более эмоциональная и отзывчивая публика, как, к примеру, в Италии.

– В каком концертном зале понравилось играть больше всего?

– Больше всего я люблю выступать в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии: там изумительная акустика. И ещё он потрясающе красивый!

– Какой музыкант является для Вас примером для подражания?

– Для меня многие музыканты очень интересны. Помимо совместных выступлений с талантливыми исполнителями, слушаю много их разных записей и беру от них всё самое лучшее. Из музыкантов наибольшее впечатление на меня произвёл французский гобоист Франсуа Лелё. Мне посчастливилось заниматься у него в Мюнхене, где он преподавал, и именно этот человек заставил меня задуматься о звучании инструмента, помог найти более красивый звук. Лелё я впервые в жизни услышал ещё в 2002 г., когда он приезжал в Москву, и именно тогда я был шокирован тем, как красиво может звучать гобой. Ф. Лелё совершенно гениальный музыкант, для меня он бог гобоя!

– Некоторые считают, что классика  – это скучно и никому не интересно…

– Это утверждение людей, которые не заставили себя задуматься о высоком, духовном. Часто после концертов ко мне подходят слушатели. Некоторые из них говорят, что впервые услышали гобой и он их поразил; другие – что вообще впервые пришли на концерт классической музыки! Я счастлив, что удалось для этих людей открыть и гобой, и классическую музыку – это другой мир, который навсегда останется в их сердце. Дай Бог, чтобы они и дальше продолжали открывать для себя что-то новое и в классике, и в таком удивительном инструменте, как гобой. Этот инструмент – один из самых «вокальных», он наиболее близок к человеческому голосу. Многие люди на моих концертах плачут – настолько их трогает звучание гобоя! Однажды я услышал такую фразу: «Гобой похож на плач женщины». Думаю, что если бы людям было скучно, они не плакали бы… Так что классика – это вечное искусство, оно необходимо нам, как воздух!

– Откройте секрет: как Вы всё успеваете – заниматься, давать концерты и мастер-классы, гастролировать, записывать диски?

– Очень важно планировать время, чтобы осуществить всё задуманное. Скажу честно, что времени всегда не хватает! Многое хочется сделать, но далеко не всегда получается претворить в жизнь все проекты.

– Удаётся ли хоть немного отдохнуть? Например, летом…

– Конечно! Мы семьёй каждый год уезжаем на море, и я на это время – время отпуска – забываю о гобое. Считаю, что такой отдых необходим всем людям.

– Хватает ли времени на какое-то хобби?

– Мы с супругой любим вместе читать, смотреть хорошие фильмы, слушать красивую музыку, иногда посещаем концерты, выставки и театры. Для меня также очень важно поддерживать себя в хорошей физической форме, ведь приходится много разъезжать по стране и за её пределами, поэтому стараюсь каждый день заниматься физкультурой.

– Многие утверждают, что занятия музыкой помогают развиваться абсолютно всем задаткам в человеке. И если у ребёнка есть хоть какие-то музыкальные способности, его надо отдавать в ДМШ. Вы согласны с этим?

– Согласен. Например, Нобелевский лауреат по физике Альберт Эйнштейн был прекрасным скрипачом и давал сольные концерты по всему миру. Я абсолютно уверен, что занятия музыкой благотворно влияют на душевный и духовный мир ребёнка, развивают в нём культуру. Даже если он не станет музыкантом, уроки музыки оставят отпечаток в его будущей жизни.

– Как правильно заниматься дома? Дайте, пожалуйста, несколько советов юным музыкантам…

– Исполнителям на любых инструментах всегда полезны гаммы, упражнения и этюды, я сам до сих пор стараюсь уделять им внимание: всё это действительно улучшает технику. Самое главное – это ежедневная система. Если следовать ей постоянно, то получится сделать большой рывок вперёд. Следующий момент, который очень важен для юных и взрослых музыкантов – это качество звука. Сейчас огромное количество видеозаписей в YouTube, и я советовал бы копировать звук и игру известных музыкантов. Необходимо обращать внимание на их постановку: как они издают звук, как держат руки, как они дуют в инструмент. У выдающихся музыкантов всегда много тонкостей, благодаря которым им удаётся играть так красиво, технически совершенно и артистично. Главное – это отгадать их секреты. Также очень важно посещать мастер-классы российских и зарубежных исполнителей, благодаря которым можно вырасти музыкально.

– Есть ли какие-нибудь книги, фильмы, передачи, которые Вы посоветовали бы тем, кто любит музыку?

– Я бы посоветовал посмотреть фильм Милоша Формана «Амадей», фильм-спектакль «Возможная встреча» (о Бахе и Генделе) с участием Смоктуновского и Ефремова. Мне очень понравились кинокартины «Блеск», «Пианист». Есть замечательные старые советские фильмы «Музыкальная история» и «Приходите завтра». Есть очень много телепередач про знаменитых оперных певцов, дирижёров, инструменталистов. Их не счесть, и все они рассказывают об истории людей, успехе, карьере и жизни. Всегда есть, чему учиться у выдающихся исполнителей. Для музыкантов главным каналом должен быть канал «Культура», из радиостанций – «Орфей».

– Происходили с Вами какие-нибудь смешные случаи на концертах, гастролях?

– Как-то я ехал в поезде из Москвы в Вологду, где должен был принять участие в конкурсе духовиков в качестве члена жюри, а также сыграть концерт с камерным оркестром Вологодской филармонии. И вот, когда я сел в поезд, то решил написать СМС своему другу, органисту Володе Королевскому, по поводу программы к нашему совместному концерту в Мурманске. Володя ответил сразу же и сообщил, что обязательно мне напишет, как только вернётся в Москву, он сейчас в поездке. Я ответил, что тоже еду и в настоящий момент нахожусь в поезде в Вологду. Оказалось, что мы едем с ним в одном поезде, но в разных вагонах! Он аккомпанировал на конкурсе духовикам, где я сидел в жюри…

Случались и не очень весёлые истории… Осенью 2018 г. я играл концерт в Соборе Караганды. Здание строилось давно, и зал совершенно не отапливался. Поэтому пришлось играть… при +10 градусах! Если бы не обогреватель, поставленный рядом со мной, теплолюбивый инструмент просто не выдержал бы…

– Немного о Ваших творческих планах…

– 2019 год будет довольно интересным и ярким. Уже в январе у меня 10 концертов по России, начиная от Урала и Волги и до севера России: Архангельска и Кирова. 

Летом же я планирую около 20 концертов по странам Азии и Европы. Также в творческих планах – выпуск нового диска с музыкой И.С. Баха и его сына К.Ф.Э. Баха. Записи были сделаны в органном зале Кирова с замечательной органисткой Татьяной Рябовой. 

– О чём Вы мечтаете?

– О том, чтобы в семье все были здоровы и царило настроение радости и счастья. Остальное обязательно приложится!

– Что хотелось бы пожелать журналу «Мифасолькины» и нашим читателям?

– Желаю всем вдохновения, «души высокого полёта», здоровья, радости, горенья! Пусть всё у вас идёт «как по нотам»!

 

Диски А. Балашова можно ЗАКАЗАТЬ: 1) в интернет-магазине на сайте www.mifasolkiny.ru; 2) по эл.почте: red@mifasolkiny.ru; 3) по тел.: 8 (905) 552-03-31