ДЕТСКУЮ КАЧАЯ КОЛЫБЕЛЬ...

Девочка с пелёнушек помнила свои колыбельные, вот и пела кукле: «Баюшки-баю, куколку мою качаю, качаю, улюлюкиваю».

А уж сколько нянюшки колыбельных и сказок знали – не счесть! Под любое настроение малыша. Колыбельной учили уму-разуму, лечили и благословляли. Верили, что есть колыбельные, которые и болезнь, и смерть отогнать от дитя могли. Да кто теперь об этом помнит...

Раньше о родах не говорили: «ребёнок родится», а говорили: «найдётся», «поймается», «добудется» (это имело прямое отношение к зачатию). То есть необходимо искать ребёнка, идти за ним в чужой, иной мир, полный тайн. Современные матери часто выражают свою нежность только через физический уход за малышом. А ведь без поэзии в отношениях «мать и дитя» скоро накопится усталость и раздражение. Ребёнок отражает состояние матери, отсюда – и детские неврозы, и хроническая усталость родительская. Этнография детства –  это песни, игры, пестушки, колыбельные. Этот мир навсегда пленил меня, когда я стала мамой. Материалы постепенно накапливались, они-то и легли в основу двух моих дисков «Колыбельная в наследство», а также спектакля по мотивам колыбельных «Сны наяву»…

 «Есть садочек у меня, / В нём цветочек краше дня, / Тот цветочек аленький, / Спи, сыночек маленький», – напевала мать, любуясь на своё дитя.

 «Баю, баю, баюшки, / Расти, Иванушка. / Стань же, Иванушка, добрым молодцем!» Вот и рос мальчик не по дням, а по часам – такой колыбельной мать с молоком взращивала в сынесилу богатырскую. Но у матери много хлопот: «А родитель твоя, / Она уйдет от тебя на работушку, / Чтобы вас пропитать, / Да чтобы вас прокормить. / Надо хлебушко убрать, / Да на коровку накосить». Много хлопот у матерей, отцов и поныне …

Пели колыбельные и бабушки: «Спи-тко, миленькой, / Да спи, любименькой. / Уж ты, внучатко моё, / Да ты прекрасно, дорого, / Моя жемчужинка».

«Приди, котик, ночевать, / Колыбель его качать»  – почему призывали котика? Прежде чем ребёнка в люльку в первый раз положить, обязательно первого запускали в дом именно кота. Вот он как бы двойником ребёнка и становится, его болезнями болеет. А волчок? Пугаются современные матери этой колыбельной, а зря! «Придёт серенький волчок и ухватит за бочок / И утащит во лесок, / Под ракитовый кусток, / И положит в очапок (головной женский убор из дорогих тканей), / В очапке-то люлечка, / В люлечке Машулечка, / Кустик затрясётся, / Детка засмеётся»… Вот оно как! Выходит, волчок обережёт расшалившееся дитя. «Не ложися на краю» – это не что иное, как предупреждение об опасности. Понятие «края» в каждом возрасте своё, нельзя нарушать границу, это опасно. А волчок заботливо дитя подхватит аккуратно под бочок и под ракитовый кусток с малинкой отнесёт (малинка – символ сладкой и беззаботной жизни), да в матушкину шапочку из парчи и бархата (очапок) положит. А над малышом птицы райские поют и кормят молочком да медком. Райская жизнь!

Старинные колыбельные говорят с младенцем на одном языке, современные так не работают с сознанием ребёнка. Сейчас с помощью дорогой аппаратуры учёные выяснили, что ритмоформулы колыбельных, их особый строй балансируют оба полушария и позволяют «дозреть» мозгу! Каким образом наши предки заметили, что ребёнок до 2-х лет имеет признаки «иномирия» и поэтому нуждается в особом языке общения?! Бука, Дрёма, Бабай, Криксы-Вараксы – это не смешные персонажи, которыми запугивали, а названия состояний, которым подвержены малыши, выражающихся в беспричинных ночных плачах, тревожных настроениях и даже болезнях.          

Колыбельные оберегали и были первыми молитвами, через них благословляли на добрую жизнь и здоровье, обучали нравственности и жизни в социуме. Вслушайтесь в слова старинных колыбельных! Их произносили с особой интонацией, в определённом настрое и с обязательным упоминанием имени ребёнка. Мыслеобразы, понятные ребёнку, ретранслировались в его подсознание в переходных состояниях между бодрствованием и сном. Они записывались как своеобразные  «коды спокойствия» в самые потаённые уголки сознания. И однажды, вновь услышанные интонации, сразу возвращали человека в состояние умиротворённости, помогали ему во взрослой жизни.

Колыбельной можно не только успокоить, усыпить, но и мягко, радостно разбудить: «Спи-ко, Саша, весело вставай – широко рассвело». Некоторые колыбельные имеют нетипичные интонации, например, широкие скачки в мелодии; они призывны, у них не жалостливая интонация, а властная, убедительная: «Спи-ка, Мила, до той поры, не подымай-ка головы. После будет пора, разбужу, Мила, тебя». Иногда ребёнок, переболев, пребывает в вялом, малоактивном состоянии, вот тогда и нужно «включить» в его жизнь именно такую –  жизнеутверждающую – колыбельную.

Как правильно сочинить и петь ребёнку колыбельную?

На Руси колыбельную своему дитятке сочиняла сама мама (иногда бабушка, няня), это было делом обычным. К сожалению, сейчас эти традиции почти утрачены… Как современной матери выложить колыбельную в волшебный узор, с чего начать? Вот несколько секретов:

  • Выберите тему колыбельной (назовём её мотивом): мотив призыва успокоителей (котик, Сон да Дрёма, волчок, гули, Богородица, Ангелы); мотив кормления-угощения; мотив одаривания; мотив сна-роста; мотив изгнания вредителей (Бука); мотив призыва деторождения; мотив будущего благополучия… Велико множество этих мотивов! Будьте щедрее на пожелания, ведь пропетое слово сбывается!
  • Если говорить о структуре, то для колыбельной лучше всего подойдёт размер четырёхстопного хорея. Но, если вы не помните, что это такое, предлагаю 4 ударения на строфу.
  • Нужны волшебные слова запевов: Баю-бай; Баюшки-Баю; Ой-ну, Лю-ли, А-а, Ой, качи-качи.
  • Придумайте парные рифмы: ночевать – качать, аленький – маленький и т.д.
  • Очень важна звукопись. Как можно больше шипящих, свистящих и глухих согласных, успокаивающих малыша.
  • Ритмика колыбельной должна отражать колебательные движения зыбки (люльки).
  • Прислушайтесь к своему настроению, придумайте для него мелодию запева… Вы почувствуете, как интонации начнут сами виться вокруг запева и расцветать розами рифм.
  • Не стесняйтесь петь, даже если уверены, что Вам «медведь на ухо наступил». Пойте, и слух разовьётся! Будьте непосредственны как дети!

Надо стремиться к тому, чтобы мамин голос стал внутренним голосом малыша. Метром Вашей колыбельной станет пульс сердца. Пусть укладывание ребёнка станет для вас творчеством!

… С детства мне родители с гордостью рассказывали, что по отцу я – из рода казаков-старожилов (Пятидесятниковы), а по матери – из пахотных крестьян (Спешиловы): шли казаки, а за ними земледельцы, поднимая государеву пашню, осваивая Восточную Сибирь… Чтите свой род, передавайте колыбельные по наследству, как делали это наши предки! Пусть ваша колыбельная станет первым кирпичиком в основании вашей крепкой семьи!

Сейчас каждая мама хочет видеть своё чадо гением… Именно родители, а не преподаватели развивающих студий, должны стать наставниками, врачевателями дитя, которые «ещё в младенческую грудь / Влияли искру вдохновенья / И тайный указали путь». Станьте больше, чем мама – станьте музой для вашего ребёнка. И, может, когда-нибудь, подобно А.С. Пушкину, ваше чадо скажет:

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Автор статьи – Диана Шнурова, оперная певица, звукотерапевт, режиссёр театра «Пробуждение», педагог, разработчик метода биоакустической терапии «Vocalinsight», автор проекта «Русские колыбельные» (серия CD-дисков «Колыбельная в наследство»), преподаватель женских курсов «Песнь Матери». Имеет три музыкальных образования, закончила студию при хоре им. Пятницкого. Став оперной певицей, не утратила любовь к народной песне. Занимается научной деятельностью.

Д. Шнурова принимает заказы на ИМЕННУЮ (с именем Вашего ребёнка) СТАРИННУЮ КОЛЫБЕЛЬНУЮ с дудуком и гуслями.

По организации проведения семинаров, мастер-классов и спектаклей обращаться по телефону: 8 (910) 002-33-17.

В этом номере журнала мы печатаем слова колыбельных, музыку к ним вы можете послушать, заказав диски по ссылке vocal-insight.ru/lullaby, либо в интернет-магазине www.mifasolkiny.ru, а также по эл.почте red@mifasolkiny.ruили тел.: 8 (905) 552-03-31.