Дай «ля»!

В 1711 г. трубач Джон Шор изобрёл необходимый всем музыкантам и настройщикам нехитрый предмет, похожий на металлическую вилочку с двумя зубцами, который и был назван камертоном.

Если ударить по камертону, его концы начинают колебаться и раздаётся звук, который служит эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. Это ЛЯ 1-й октавы частотой 440 Гц. У многих струнных инструментов, чаще всего у скрипки, при изменении температуры натяжение струн меняется, поэтому скрипачам приходится часто подтягивать струны.

Сейчас симфонические оркестры редко пользуются камертоном: его роль выполняет деревянный гобой, поскольку в его конструкции температура не влияет на музыкальный строй и его нота ЛЯ всегда устойчива. Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.

При пении хора а капелла (например, в храме) хормейстер (регент) находит по камертону и указывает хористам высоту звуков, с которых они начинают своё пение.

Есть механические, акустические и электронные камертоны.

Чтобы усилить звучание камертона, его устанавливают на резонаторе – деревянном ящике, открытом с одной стороны.